- Автор
- «…Семья, родители должны вносить свой вклад в работу школы и стать основой школьного самоуправления. Без достойного самоуправления школа не обретёт новое лицо…» Медведев Д.А.
- Класс
- 9-11 класс
Управляющий совет школы — это представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией.
Он имеет определённые уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации.
Управляющий совет формируется из представителей:
-
учредителя;
-
руководства и работников образовательной организации;
-
обучающихся старше 14 лет;
-
родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 18 лет;
-
представителей местного сообщества.
Основные задачи управляющего совета:
-
определение основных направлений развития образовательной организации;
-
повышение эффективности финансово-экономической деятельности образовательной организации, стимулирования труда её работников;
-
содействие созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
-
контроль соблюдения надлежащих условий обучения, воспитания и труда в школе, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, целевого и рационального расходования финансовых средств образовательной организации.
-
Реализация прав обучающихся и родителей
Как следует из ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся ОО, учитывается мнение советов родителей обучающихся. То, что мнение учтено, должен доказывать принятый локальный нормативный акт, на котором указываются дата согласительного совещания, реквизиты протокола, фиксирующего ход, и подпись уполномоченного лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся ОО по сравнению с установленным законодательством об образовании положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются образовательной организацией и подлежат отмене.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права, в т. ч. на обжалование актов ОО в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в орган по контролю и надзору в сфере образования, суд). Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право защищать права и законные интересы обучающихся (п. 5 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ).
Формирование коллегиальных органов управления ОО, таких как попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, а также создание совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и других органов самоуправления не является обязанностью ОО, и подобные вопросы решаются на локальном уровне.
Вместе с тем, если рассмотренные выше коллегиальные органы управления и самоуправления отсутствуют в ОО, то возникают спорные вопросы о правомерности принимаемых локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации. В такой ситуации разумно сделать следующий вывод: если органа ГОУ, представляющего интересы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся нет, то локальный нормативный акт принимается в его отсутствие, что не противоречит законодательству РФ, однако имеет определенные риски.
Советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие органы управления, представляющие интересы родителей (законных представителей) обучающихся, создаются только по инициативе самих родителей (законных представителей) и призваны выражать их интересы по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся и родителей.
Права родителей
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право:
- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий, содержания и технологий обучения и воспитания обучающихся.
-
Связь с требованиями ФГОС общего образования
В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся могут участвовать:
- в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- формировании части основной образовательной программы в соответствии со спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
- обновлении содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
- выборе одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы;
- выборе родителями (законными представителями) одного из следующих предметов, подлежащих изучению: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики;
- разработке индивидуальных учебных планов для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.
-
Требования к включению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в самобразовательный процесс и его организацию приводят ОО к поддержке инициатив по созданию органов управления образовательной организацией, представляющих интересы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Наличие таких органов позволяет более слаженно и организованно проходить процедуры обсуждения и принятия решений по тем вопросам, в которых участие родителей (законных представителей) обучающихся обязательно.
Согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся требуется в следующих случаях:
- перевод несовершеннолетних обучающихся в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;
- перевод несовершеннолетних обучающихся в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования;
- принятие решения об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как меры дисциплинарного взыскания;
- проведение психологических, психолого-педагогических обследований обучающихся;
- прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- в случае неликвидации в установленные сроки академической задолженности оставление на повторное обучение, перевод на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
-
Функции совета родителей
Помимо того, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации, учитывается мнение советов родителей обучающихся, Федеральным законом № 273-ФЗ особо выделяется, что мнение совета родителей обучающихся учитывается при принятии следующих двух видов локальных нормативных актов:
- предусматривающего требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения;
- устанавливающего порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
-
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания. Порядок их применение к обучающемуся устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Таким образом, создание органов управления ОО, представляющих интересы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, целесообразно для ОО, поскольку наличие последних и их участие в обсуждении принимаемых локальных нормативных актов снизит риски оспаривания последних и позволит оптимизировать весь процесс участия родителей (законных представителей) обучающихся в управлении ОО.